Тест с ответами: А.П.Чехов “Человек в футляре” (Герой, который рассказывал про Беликова …)
Рубрика: Литература
I вариант.
1. Герой, который рассказывал про Беликова:
а) Алехин
б) Буркин +
в) Иван Иванович
2. Что преподавал Беликов:
а) греческий язык +
б) английский язык
в) французский
3. Любимая поговорка Беликова:
а) черт побери
б) нет худа без добра
в) как бы чего не вышло +
4. Сколько лет Беликов держал гимназию в своих руках:
а) 15 +
б) 17
в) 20
5. Что напоминала спальня Беликова:
а) сарай
б) подвал
в) ящик +
6. Привычка Беликова:
а) на ночь пить чай
б) спать, укрывшись с головой +
в) спать с открытым окном
7. Какой язык, по словам Беликова, напоминал малороссийский язык:
а) итальянский
б) испанский
в) древнегреческий +
8. Коваленко называл Беликова:
а) Иудой +
б) страшилой
в) чудиком
9. От чего у Беликова помутилось в глазах:
а) от девушки на вокзале
б) от того, что Варенька хохотала
в) от девушки на велосипеде +
10. С каким настроением хоронили Беликова:
а) с удовольствием +
б) с горечью
в) с равнодушием
11. Что подразумевается под названием “Человек в футляре”:
а) активная жизнь
б) жизнь среди бездельников, сутяг +
в) сострадание бедным
12. Дата создания и опубликования “Человек в футляре”:
а) 1899 г.
б) 1897 г.
в) 1898 г. +
13. Печатное издание, где увидел свет этот рассказ:
а) “Русская мысль” +
б) “Русское творчество”
в) “Литератор”
14. Какие произведения , кроме этого, входят в “Маленькую трилогию”:
а) “О любви” +
б) “Дядя Ваня”
в) “Крыжовник” +
15. Запоздавшие охотники расположились на ночлег в:
а) доме старосты
б) сарае старосты +
в) в заброшенном доме
16. Назовите фамилию ветеринарного врача Ивана Иваныча:
а) Быстряков
б) Буркин
в) Чимша – Гималайский +
17. Как Чехов описал Чимшу – Гималайского:
а) высокий, худощавый старик +
б) маленький, худощавый старик
в) высокий, полный старик
18. У преподавателя, о котором рассказывает Буркин, была фамилия:
а) Коваленко
б) Беликов +
в) Чимша – Гималайский
19. Имя и отчество Беликова:
а) Павел Иванович
б) Сергей Александрович
в) автор не уточняет его имя и отчество +
20. Беликов был известен тем, что:
а) даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате +
б) в мороз не одевал пальто
в) не выходил из дому когда шёл снег
II вариант.
1. Таким острожным поведением Беликов пытался добиться:
а) расположения к себе общества
б) уединения от мира
в) он хотел чувствовать себя как в футляре, который защитит его от внешних влияний +
2. Обувь, которую всегда носил Беликов:
а) туфли
б) калоши +
в) и то, и другое, меняя их
3. Печатный материал, который нравился Беликову:
а) указы
б) уведомления
в) циркуляры +
4. Каким образом Беликов поддерживал «добрые отношения с товарищами»:
а) ходил к ним в гости +
б) дарил книги
в) поздравлял с праздником
5. Какие знаменитые русские писатели упоминаются в рассказе:
а) Щедрин
б) Тургенев
в) оба варианта правильные +
6. Странная история, которая однажды произошла с Беликовым:
а) он чуть не умер
б) он чуть не женился +
в) он уехал за границу
7. Имя девушки, которую полюбил Беликов:
а) Варвара Саввишна +
б) Тамара Саввишна
в) Светлана
8. Примерный возраст Беликова:
а) около тридцати
б) за сорок +
в) пятьдесят
9. Песня, которую пела Варвара Беликову:
а) “Калинка”
б) “Ой то не вечер…”
в) “Виют витры” +
10. Каким образом любовь повлияла на учителя Беликова:
а) похудел, побледнел +
б) поправился
в) никак не повлияла
11. Буркин рассказывает о преподавателе, у которого была такая фамилия:
а) Белышев
б) Беляев
в) Беликов+
12. Какой язык преподавал Беликов?
а) английский
б) греческий +
в) французский
13. Что в Беликове интересного?
а) Своим тяжелым нравом
б) Тем, что давал отвечающему на экзамене столько времени, сколько было нужно, чтобы его песочные часы израсходовали весь свой песок
в) Даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате+
14. Постоянно защищая себя одеждой, Бликов хотел:
а) чувствовать себя как в футляре, который защитит его от внешних влияний+
б) дожить до преклонного возраста
в) казаться неординарной личностью
15. Привычка Беликова:
а) спать, укрывшись с головой+
б) спать с открытым окном
в) на ночь пить чай
16. Вспомните, сколько лет Беликов держал гимназию в своих руках?
а) 10 лет
б) 15 лет+
в) 20 лет
17. Выберите историю, которая случилась с Беликовым?
а) Он оставил дома свое пальто
б) Он проиграл в карты крупную сумму денег
в) Он чуть не женился+
18. Как звали невесту Беликова?
а) Варенька+
б) Лизавета
в) Катерина
19. Определите, какая поговорка была любимой у Беликова?
а) черт побери
б) как бы чего не вышло+
в) нет худа без добра
20. По какой причине брат Вареньки спустил Беликова с лестницы??
а) Они с ним повздорили
б) Беликов оскорбил Вареньку
в) Беликов пришел читать ему лекцию о том, что учителю гимназии и женщине не пристало раскатывать на велосипедах+
А.П.Чехов “Человек в футляре”. Краткое содержание
«На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия расположились на ночлег запоздавшие охотники» – Иван Иваныч и Буркин. Мужчины не спали, рассказывая разные истории. Разговор зашел об одиноких людях, «которые, как рак-отшелышк или улитка, стараются уйти в свою скорлупу».
Буркин вспоминает историю учителя греческого языка Беликов. Тот отличался тем, что в любую погоду всегда выходил на улицу в калошах, с зонтиком и в теплом пальто на вате.
Для каждой вещи у Беликова был свой чехол – и для зонта, и для часов, и для перочинного ножа, даже лицо его, «казалось, тоже было в чехле», потому что он «прятал его в поднятый воротник», носил очки. «У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр <…> от внешних влияний». Даже его предмет – «мертвые языки», был для учителя своеобразным способом убежать от действительности.
Для Беликова были понятны только те газетные статьи, в которых что-то запрещалось. Любое отступление от правил вызвало в нем уныние, а любимым его выражением было «как бы чего не вышло». Своей мнительностью и осторожностью учитель угнетал весь город.
У Беликова была странная привычка – он ходил по квартирам учителей, сидел там молча и уходил, считая такие визиты своей «товарищеской обязанностью». Беликов был соседом Буркина, поэтому рассказчик знал, что дома у «человека в футляре» тоже «ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, и – ах, как бы чего не вышло!».
Однако Беликов, несмотря на свой характер, едва не женился. К ним в школу назначили нового учителя истории и географии – Михаила Саввича, который приехал вместе с сестрой Варенькой, смешливой женщиной, певуньей. Как-то, на именинах у директора, видя Варю и Беликова рядом, учителям пришла мысль, что «хорошо бы их поженить». Все начали убеждать учителя в необходимости жениться. Варя тоже была не прочь выйти замуж и оказывала Беликову «явную благосклонность». Решившись на брак, Беликов все чаще бывал у Коваленок, но делать предложение откладывал, делясь с Буркиным своими опасениями по поводу того, что у Вари слишком бойкий характер, а «брак вещь серьезная».
Брат Вари с первого же дня возненавидел учителя греческого, дав ему название «глитай абож павук», но их отношениям не препятствовал.
Однако все перевернул один случай. Какой-то проказник нарисовал карикатуру с надписью «влюбленный антропос», изобразив Беликова и идущую с ним под руку Варю. Рисунок при неясных обстоятельствах оказался у всех учителей, чиновников и у самого Беликова. «Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление». Однако когда, выходя из дома, учитель увидел Коваленко и Варю на велосипедах, он был омрачен еще сильнее, так как считал, что ездить на велосипеде женщинам и преподавателям гимназии не прилично.
На следующий день Беликов чувствовал себя нехорошо и даже впервые ушел с занятий. Вечером он отправился к Коваленкам, где застал только брата. Беликов пытался объяснить, что кататься на велосипедах неприлично, чем только разозлил Михаила Саввича. И, когда учитель греческого пообещал доложить о содержании их разговора директору, Коваленко не выдержал и спустил Беликова с лестницы.
Как раз в это время в дом вошла Варя с двумя женщинами. Решив, что Беликов упал сам, она не удержалась и громко захохотала. Мысль о том, что о случившемся узнает весь город была настолько ужасна для учителя, что он, «вернувшись к себе домой, <…> лег и уже больше не вставал». Через месяц Беликов умер. Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было приятное и кроткое, «точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет». После его смерти все испытали облегчение. Вскоре «жизнь потекла по прежнему», «не стало лучше».
Буркин закончил свой рассказ. Иван Иваныч, размышляя над историей Беликова, произносит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?».
Биография А.П. Чехова
Антон Павлович Чехов родился 29 января (17 января по ст. стилю) 1860 в городе Таганроге в семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки. В семье Чеховых было шестеро детей и все очень одаренные.
детство//// Антон учился в греческой школе, затем гимназии. Будучи учеником гимназии работал и в лавке отца. В 1876 отец разорился и вынужден бежать в Москву, где семья Чеховых почти 3 года жила в бедности. Антон до окончания гимназии оставался в Таганроге, зарабатывал на жизнь репетиторством и высылал небольшие денежные переводы семье. В Москву он приехал в 1879 и поступил на медицинский факультет Московского университета, где преподавателями были известные профессора, в том числе и Николай Склифосовский. Первые литературные опыты Чехова относятся к гимназическим годам — водевили, сцены, очерки, анекдоты. Некоторые он посылал в редакции столичных юмористических журналов.
студент//// 1879-1884 В университете литературный труд стал для Чехова основным источником заработка. Он публиковал юмористические рассказы на страницах иллюстрированных журналов под псевдонимами Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата и др. (всего известно более 50 псевдонимов Чехова). Первые произведения публикуются в 1880 в журнале «Стрекоза» – пародия «Письмо к ученому соседу» и «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т.п.?» С этого времени начинается литературная деятельность Антона Павловича Чехова. 1882 Чехов сотрудничает в петербургском журнале «Осколки», занявшем ведущее положение среди юмористических изданий. В 1884 вышла первая книга «Сказки Мельпомены».
врач//// 1884 Чехов окончил университет и начал работать уездным врачом в Воскресенске (сейчас Истра), в больнице известного врача Павла Архангельского, позже Чехов работал в Звенигороде, временно заведуя больницей. Работая врачом, Чехов не прекращал литературную деятельность и писал короткие рассказики: сценки, этюды, наброски «Беглец», «Хирургия», а также темы для таких рассказов, как «Мертвое тело», «На вскрытии», «Сирена». Позже, в 1886 и 1887, объединил их в сборники «Пестрые рассказы» и «Невинные речи».
писатель//// 1886 Чехов получил приглашение на работу от знаменитого издателя общероссийской газеты «Новое время» Алексея Суворина. Чехов отказывается от псевдонима. Написанный в 1877 сборник рассказов «В сумерках» принес Чехову Пушкинскую премию. После публикации в журнале «Северный вестник» повести «Степь» Чехов получил настоящее признание.
театр//// 1887 В Москве в театре Корша была поставлена первая пьеса Чехова «Иванов».
В начале 1890 годов Чехов становится самым читаемым писателем России. За Чеховым закрепляется репутация бытового писателя, мастера психоанализа и человека, которому близки существующие социальные проблемы.
сибирь//// 1890 Чехов отправляется в Сибирь, чтобы посетить Сахалин – место ссылки осужденных на каторгу. В июле прибыл на Сахалин, в течение 3 месяцев вел работу исследователя, медика, социолога. Чтобы ближе познакомиться с жизнью, он произвел перепись сахалинского населения. Появляются очерковые записки «Из Сибири» и «Остров Сахалин», «Гусев», «Бабы», «В ссылке», «Рассказ неизвестного человека», «Убийство».
мелихово//// 1892 Чехов покупает имение в селе Мелихово Серпуховского уезда Московской губернии. Мелиховский период – это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Во время холерной эпидемии Чехов работал земским врачом, обслуживая 25 деревень. Он открыл на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая больных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях Чехов построил 3 школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, он участвовал в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствовал, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добился открытия почты и телеграфа. Чехов организовал посадку тысячи вишневых деревьев. Чехову приходит идея создания общественной библиотеки в Таганроге. Писатель жертвует туда более 2-х тысяч томов собственных книг, среди которых немало уникальных изданий с автографами музейной ценности, а также составляет для библиотеки галерею портретов деятелей науки и искусства. В мелиховский период созданы «Палата № б», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», написан большой «деревенский цикл» произведений («Мужики», «На подводе», «Новая дача», «По делам службы»), повесть «Три года», пьеса «Дядя Ваня».
чайка//// Здесь же была написана и пьеса «Чайка», премьера которой состоялась в 1896 на сцене петербургского Александрийского театра. Первая постановка не имела успеха. В 1898 «Чайка» была поставлена на сцене Московского Художественного театра и шла с непрекращающимся успехом. Эта постановка МХТ открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес («Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901, «Вишневый сад», 1904) осуществлялись только на сцене этого театра.
болезнь//// 1897 Обострился туберкулез, вынужден был лечь в больницу. По настоянию врачей осень и зиму 1897/1898 годов писатель жил в Ницце, потом в Париже. В мае 1898 возвращается в Мелихово, затем едет в Ялту. В Ялте приобрел участок в 2 километрах от деревни Аутка и начал строить дом. Продает имение в Мелихово, с матерью и сестрой перебирается в Ялту.
ялта//// Чехов ведет общественную деятельность: избирается в члены попечительского совета женской гимназии, жертвует 500 рублей на строительство школы в Мухолатке, хлопочет об устройстве первой биологической станции. Будучи сам тяжело больным туберкулезом, Чехов работает в Попечительстве о приезжих больных. 1900 его выбирают в почетные академики Петербургской Академии наук, но в 1902 вышел из нее в знак несогласия об исключении Горького по причине политической неблагонадежности. Зимой 1900/1901 годов Чехов находился в Ницце на лечении, потом в Италии, а в феврале вернулся в Ялту.
свадьба//// 1901 Чехов и ведущая актриса МХТ, первая исполнительница ролей в чеховских пьесах Ольга Леонардовна Книппер обвенчались. Сразу Ольга повезла мужа в Уфимскую губернию на кумыс (считалось, что он помогает при чахотке). Чехов уже очень слаб, но несмотря на болезнь, он продолжает писать, встречаться с людьми, помогать всем. Супруги не виделись по несколько месяцев. Ольга занята в театре, а Чехов был в Ялте по предписанию врачей. Разлуки были мучительны для обоих.
конец//// 1904 Поставлена пьеса «Вишневый сад», в которой Книппер играла Раневскую. Это последнее произведение Чехова. Туберкулезный процесс усилился. В мае 1904 Чехов из Ялты вместе с женой уехал в Баденвейлер, знаменитый курорт на юге Германии. 15 июля (2 по ст. стилю) во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался. Похоронили Чехова в Москве на Новодевичьем кладбище.
наследие//// Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр XX века. Его пьесы не сходят со сцены театров всего мира, а рассказы и повести переиздаются большими тиражами и включены в школьные программы. Музеи Антона Павловича Чехова имеются в Таганроге, Москве (в доме, где семья Чеховых жила в 1886–1890 годах), Мелихове, селе Лука (Сумской область), Ялте.