ТЕСТ ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА. Фонетика. Итог. ( Древнерусский язык …)

ТЕСТ ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА. Фонетика. Итог. (Древнерусский язык относится …)

Рубрика: Русский язык

 

  1. Древнерусский язык относится

1) к севернославянской ветви

2) южнославянской

3) восточнославянской +

4) западнославянской

  1. Основным источником для изучения истории языка являются

1) говоры и топонимы

2) древнерусские тексты и говоры +

3) заимствования и говоры

4) топонимы и древнерусские тексты

  1. Самым ранним фонетическим процессом письменного периода является

1) процесс падения редуцированных

2) отвердение шипящих

3) вторичное смягчение полумягких согласных +

4) 1 палатализация

  1. В древнерусском языке гласных фонем, учитывая разные точки зрения было

1) 10 или 11 +

2) 7 или 8

3) 8 или 9

4) 9 или 10

  1. В ДРЯ заднеязычные согласные были

1) только мягкими

2) только твердыми, но могли позиционно смягчаться

3) только твердыми и не имели позиционных изменений +

4) парными по твердости // мягкости

  1. Укажите пример с правильным слоговым членением на момент 11 века

1) Кон – ьч – и — ти

2) Ко – ньч – и – ти

3) Ко – нь – чи – ти +

4) Конь – чи – ти

  1. Укажите ряд примеров с правильным морфемным членением

1) оукор – и – хъ, слав – ьн – ъ, моуж- ьск – ъ, от –ъ мьшт- ени – е

2) оукор – и – хъ, слав – ьн – ъ, моуж- ьск – ъ, отъ – мьшт – ение

3) моуж- ьск – ъ, отъ – мьшт – ение, оу- кор- и- х – ъ, слав – ьн — ъ

4) моуж- ьск – ъ, отъ – мьшт – ени — е, оу- кор- и- х – ъ, слав – ьн – ъ +

  1. е закрытое (h) – гласный

1) переднего ряда, нижнего подъема, лабиализованный,

2) переднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный +

3) непереднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный

4) непереднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный, носовой.

  1. В данном ряде: лужок, пожатие, девичий, княжеский, волчий, вещать

1) содержатся результаты йотового смягчения, 1 палатализации +

2) результаты йотового смягчения

3) йотового смягчения, 1 палатализации, 2 палатализации

4) 1 палатализации, вторичного смягчения полумягких согласных

  1. Найдите ряд слов, в котором есть старославянские слова:

1) Лодья, влъкъ, ворота, ношть, гражданин, юноша +

2) Лодья, вълкъ, озеро, ночь, горожанин, уноша

3) Лодья, волк, ворота, ночь, горожанин, олень

4) Лодка, вълкъ, ворота, ночь, робота, я.

  1. Найдите пример, в котором неправильно прокомментирован процесс

падения редуцированных (возможно, отсутствует какое-либо звено в

системе рассуждений)

1) дроу’жьба → дружба

2) истьба’→истба→исба→изба

3) чьсти’ти→честити→честь +

4) Пример отсутствует

  1. Найдите пример с правильной транскрипцией фразы «Лице свое скрывает день, и влажна ночь меж звезд лежит » на момент 11 века

1) [л’иц’э своjэ скрываjэт д’эн’ь, и влажна ноч’ь м’еж звěзд леж’ит]

2) [л’иц’э своjэ скрываjэт.ь д’ьн’ь, и влаж’ьна ноч’ь м.еж’ь звěздъ леж’ит.ь] +

3) [л’иц’э своjэ скрываjэт’ь д’ьн’ь, и влаж’ьна ноч’ь м’еж’ь звěздъ леж’ит’ь]

4) [л’иц’э своjэ скрываjэт д’эн’ь, и влаж’ьна ноч’ь м’ежъ звěздъ леж’итъ]

  1. Процесс третьей лабиализации – это

1) переход заднеязычных Г, К, Х в З, Ц, С.

2) вторичное смягчение полумягких согласных

3) переход [е] в [‘о] после мягких перед твёрдыми согласными в русском

языке +

4) вариант отсутствует

  1. Процесс падения редуцированных происходил

1) начало XI в. – конец XIII в.

2) конец XII в. – начало XIV в.

3) II половина XI в. – начало XIII в. +

4) II половина XI в. – ещё не закончился

  1. Отвердение шипящих произошло в

1) XIV в. +

2) XVI в.

3) XV в.

4) Ещё не произошло

  1. Следующие пары слов перья – пёрышко, лебедь – лебёдушка, ель – ёлка

отражают фонетический процесс

1) процесс падения редуцированных

2) професс утраты е закрытого (ять)

3) утраты количественных различий

4) 3 лабиализации +

  1. Найдите ряд слов, где не было исконного h

1) дед, лес, беда

2) дитя, сидеть, мизинец

3) пень, умер, чтец +

4) дело, сено, белый

  1. Найдите верную транскрипцию на начало 15 в.

1) Том же л’ěт’ě по гр’ěхом нашим придоша языц’ы н’езнаjэм’и.

2) Том же л’ěт’ě по гр’ěхом нашым придоша языц’и н’езнаjэм’и. +

3) Том же лěтě по грěхом нашым придоша языци незнаjэми.

4) Томъ же лете по грехомъ нашимъ придоша языцы незнаеми.

Найдите пример, где не было редуцированного

1) старый

2) седло

3) собор

4) пример отсутствует +

  1. плъкъ – пълкъ — это пример,

1) отражающий явление полногласия

2) содержит слогообразующий плавный +

3) в сочетании с плавным должен быть исконный о

4) содержит ошибочное написание

  1. Самая безграмотная древнерусская грамота

1) Договорная грамота смоленского князя Мстислава Давидовича с Ригою и

Готским берегом 1229 г. +

2) Грамота великого князя Мстислава Володимировича и его сына

Всеволода (около 1130 г)

3) Русская правда по Новгородской Кормчей 1282 г.

4) Свинцовая грамота

  1. Какой из предложенных вариантов слов не является следствием падения

редуцированных

1) метла

2) пчела +

3) тёмный

4) являются все

  1. Найдите 20 букву кириллицы

1) покой

2) рьцы

3) слово +

4)твердо

  1. Найдите ряд слов, который не содержит родственные:

1) пешком – опешить, близорукий – подозрительный – зрачок

2) обаяние – басня – баять – баюшки-баю

3) жажда – жадность, шлем – ошеломить

4) водить – вести – водка +

  1. Отвердение ц произошло в

1) XVIII в.

2) XVII в.

3) XVI в. +

4) XV в.

  1. Какое слово пропущено: како, … , мыслите

1) людиiе +

2) рьци

3) онъ

4) тврьдо

  1. На момент 11 века по месту образования согласные были в основном

1) губные

2) переднеязычные +

3) среднеязычные

4) заднеязычные

  1. На момент 11 века звук м

1) был всегда твёрдым

2) был всегда мягким

3) был твёрдым, но мог позиционно смягчаться +

4) имел пару по твёрдости-мягкости

Тесты с ответами, Русский язык
  1. Сложные фонемы ж’д’, ш’т’ по месту образования являются

1) губными

2) переднеязычными +

3) среднеязычными

4) заднеязычными

  1. По способу образования согласные ц’, ч’ на момент 11 века являются

1) взрывными

2) фрикативными (щелевыми)

3) аффрикаты +

4) смычно-проходные

  1. Гласный а

1) нижнего подъёма +

2) среднего подъёма

3) средне-верхнего подъёма

4) верхнего подъёма

  1. Развитие протетических согласных перед начальным гласным – характерная

черта

1) южнославянских диалектов

2) восточнославянских диалектов +

3) севернославянских диалектов

4) западнославянских диалектов

  1. Пару по твёрдости \ мягкости на момент 11 века не имели следующие

согласные:

1) С

2) Р

3) Л

4) М +

  1. Пару по глухости \ звонкости на момент 11 века не имели следующие

согласные:

1) Б

2) Д

3) Ж’Д‘

4) Д +

  1. Какая из перечисленных позиций указывает на слабый редуцированный:

1) односложное слово

2) перед слогом со слабым редуцированным

3) перед слогом с сильным редуцированным +

4) сочетание с плавным

  1. Какая из перечисленных позиций указывает на сильный редуцированный:

1) абсолютный конец слова

2) перед слогом с сильным редуцированным

3) в сочетании с плавным +

4) безударная позиция перед гласным полного образования

  1. Звук ă индоевропейского языка на славянской почве превратился в звук:

1) а +

2) ъ

3) ь

4) о

  1. Звук ě индоевропейского языка на славянской почве превратился в звук:

1) а

2) ъ

3) е+

4) о

  1. Звук ĭ индоевропейского языка на славянской почве превратился в звук:

1) ъ

2) ы

3) ь+

4) и

  1. Звук ū индоевропейского языка на славянской почве превратился в звук:

1) ы+

2) ъ

3) ь

4) и

  1. Чередование муха \ мушка отражает результат:

1) 1 палатализации +

2) 2 палатализации

3) 3 палатализации

4) йотовой палатализации

  1. Пример: «Почить в бозе». Он отражает результат:

1) 1 палатализации

2) 2 палатализации+

3) 3 палатализации

4) йотовой палатализации

  1. Чередование девка – девица отражает результат:

1) 1 палатализации

2) 2 палатализации

3) 3 палатализации +

4) йотовой палатализации

  1. Полумягкие согласные смягчаются в:

1) 9 веке

2) 11 веке +

3) 13 веке

4) 14 веке

  1. После процесса падения редуцированных ъ преобразовался в гласный

полного образования. Какой?

1) а

2) о +

3) е

4) и

  1. После процесса падения редуцированных ь преобразовался в гласный

полного образования. Какой?

1) а

2) о

3) е +

4) и

  1. Закон открытого слога был характерен:

1) и для древнерусского и для старославянского языка +

2) только для древнерусского языка

3) только для старославянского языка

4) не характерен для этих языков

  1. Старославянский язык относится:

1) к севернославянской ветви

2) южнославянской +

3) восточнославянской

4) западнославянской

  1. Определите, какая гласная не могла выступать в абсолютном начале слова в

древнерусском языке:

1) и

2) о

3) у

4) е +

 

 

Фонетика (от греческого слова «звук») — это раздел науки о языке, изучающий его звуковой строй. Фонетика изучает звуки, фонемы, слоги, ударение и интонацию. При изучении фонетики принимается во внимание как акустический аспект (ведь звук речи, как и любой другой звук, имеет свои физические характеристики), так и артикуляционный (сосредоточивающийся на способах образования звуков речи).

Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов. Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков (ср.: галка — галька, бой —вой, рот — крот, нос — сон).

Словесное ударение разграничивает слова и формы слов, одинаковые по звуковому составу (ср.: клубы — клубы, дыры — дыры, руки — руки).

Фразовое ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов (ср.: снег идет и снег идет).

Интонация различает предложения с одинаковым составом слов при одинаковом месте фразовых ударений (ср.: снег тает и снег тает?).

Звуки и словесное ударение как разграничители значимых элементов речи (слов и их форм) связаны с лексикой и морфологией, а фразовое ударение и интонация — с синтаксисом.

Со стороны ритмико-интонационной наша речь представляет речевой поток, или цепь звучаний. Эта цепь членится на звенья, или фонетические единицы речи: фразы, такты, фонетические слова, слоги и звуки.

Фраза — это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других фраз паузой.

Фраза — это законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией. Пауза делит фразу на речевые такты: Сегодня утром / мы пойдем на каток.

Речевой такт (или синтагма) чаще всего состоит из нескольких фонетических слов, объединенных одним ударением.

Фонетические слова — это самостоятельные слова вместе с примыкающими к ним безударными служебными словами и частицами: без устали, взял бы.

Фонетические слова членятся на собственно фонетические единицы — слоги, а последние — на звуки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *